16:02 Окраска клеевыми составами | |
Клеевые составы применяют только для окраски внутренних поверхностей, не подверженных увлажнению, главным образом по штукатурке. Клеевые окрасочные составы представляют собой смесь просеянного мела и пигмента-красителя. Готовят их следующим образом: на 2—3 часа замачивают в отдельной посуде просеянный мел и пигменты. Воды наливают столько, чтобы получилась сметанообразная масса. В третьей посуде разводят клей из расчета 60 г сухого клея на ведро воды. Затем к замоченному мелу, перемешивая его, добавляют краситель. После каждого добавления колера делают пробу для определения цвета, для чего колер наносят на кусочек фанеры и дают ему просохнуть. Если цвет колера нужно усилить, то добавляют еще пигментной пасты, если ослабить,— меловую пасту. Еще нужно проверить густоту колера, для чего берут чисто выструганную рейку и опускают в него. Если колер окрашивает рейку без пропусков и стекает с нее ровной струей, то густота колера считается достаточной. Если же он плохо покрыл рейку и на ней имеются просветы, то в колер нужно добавить мел и краситель, а если густой,— воду. Подобранный оттенок колера закрепляют клеем, он придает краске прочность и способность ровнее ложиться на поверхность. Клей в колер добавляют понемногу. После добавления первой порции клея раствор сильно густеет, но добавлять воду в него нельзя, нужно немного подождать. После перемешивания краска разжиживается. Недостаток клея вызывает пачканье краски, избыток — растрескивание и шелушение красочной пленки. Количество клея проверяется пробной окраской: на кусочек стекла намазывают раствор и сушат над огнем. Если колер слегка пачкается, значит, клея достаточно, если же появляются блестящие полосы, значит, клея много и нужно добавить воды. Колер должен иметь достаточную густоту и стекать с палки или кисти непрерывной струей. В большинстве случаев это является признаком готовности колера. А можно проверить и иначе: нанести каплю колера на чистое стекло и поставить его вертикально. Колер имеет достаточную густоту, если капля стекает на 20—30 мм. В белый колер рекомендуется добавить ультрамарин или разведенную в воде бельевую синьку для придания ему чуть голубоватого оттенка. Состав белого колера: мел — 6 кг, ультрамарин — 50 г, клей животный сухой — 60—80 г, вода — 7—8 л. Покрывать загрунтованную поверхность окрасочным составом надо не позднее, чем через сутки, чтобы грунтовка не пересохла. Кодеры для клеевой окраски необходимо использовать в течение 1—2 дней. При более длительном хранении они портятся. Клеевая покраска требует быстрой просушки, так как чем быстрее она просохнет, тем чище получается ее тон. Однако сушить поверхности на сквозняке нельзя. Если для приготовления колера применяют несколько пигментов, то сначала вливают основной, затем другие, пока не получится нужный по цвету колер. Потолок окрашивают в первую очередь. Перед началом Работы пол закрывают толстым слоем бумаги или пленкой. Потолок обычно окрашивают составом с уменьшенным количеством клея. Окрашивать потолок лучше всего с помощью краскопульта, садового опрыскивателя или пульверизатора, входящего в комплект пылесоса, но если вы пользуетесь кистью, то помните следующее: - последний слой краски или побелки следует наносить по направлению к свету (к окну), а предыдущий — поперек, тогда следы от кисти не будут заметны; - короткую кисть можно удлинить, насадив ее на длинную палку; для этого конец палки надо спилить под углом 30° и надеть на него отрезок резинового шланга, в котором проделать два отверстия и вставить в них ручку кисти; - защитить рукава от краски можно нарукавниками из полиэтиленовых мешков, чтобы при побелке краска не стекала на руку, насадите на рукоятку кисти половинку резинового или пластикового мяча или воронку из жести, картона или другого водонепроницаемого материала. При этом не только защищается от загрязнения рука, но и экономится краска — стекшую краску можно использовать для покраски. Окрашенная в разные цвета стена состоит из следующих частей: панели, гобелена, бордюра или фриза. Панель — это нижняя часть стены, окрашенная в цвет, который, как правило, отличается от основного цвета стены. Панель устраивают для защиты нижней части стены от загрязнения. Поэтому ее красят масляными или эмалевыми красками, красочная пленка которых моется и легко очищается. Как правило, панель делают в санитарном узле и кухне, иногда — в прихожей. Оптимальная ее высота — 1,5.-1.8 м. Гобелен — часть стены над панелью. Бордюр представляет собой цветную гладкую или орнаментальную полосу шириной 15.. .30 мм, которую с декоративной целью устраивают в верхней части стены между гобеленом и потолком. Фриз— орнаментальная полоса шириной 100...600 мм между гобеленом и потолком. Ширина бордюра и фриза зависит от высоты комнаты. Как сделать, чтобы при побелке раствор не стекал под границу фриза? Наклейте на нижнюю границу фриза полоску бумаги шириной 30—50 мм и приступайте к побелке потолка и фриза. Как только они высохнут, снимите бумажную ленту — граница будет ровной, а стены без набелов. Можно сделать и по-другому. Вырежьте из картона полосу шириной 50—80 мм и длиной около полуметра. Прибейте к ней деревянный брусочек или палку — это будет ручка. Передвигая при побелке картонку вдоль потолка следом за кистью, вы добьетесь вполне ровной границы. При этом краску набирайте только на самый конец кисти. При излишке краски возможны ее подтеки, а при недостатке — приходится сильно втирать окрасочный состав в поверхность, в результате чего на ней появляются полосы. Клеевую краску наносят на поверхность теплой, тогда она лучше сходит с кисти. Окрасочный состав для второго слоя должен быть холоднее, чем для первого. Окраску стен следует начинать после полного просыхания потолка. Стены красят сверху вниз, небольшие поверхности — маховыми кистями, большие — валиками или краскораспылителями. Чтобы ускорить окрашивание, для нанесения окрасочной смеси применяют поролоновые или меховые (цигейковые) валики. Для окрашивания краску держат в ванночке с сеткой. При отсутствии ванночки можно воспользоваться ведром или другой подобной емкостью, в которой устанавливают сетку в наклонном положении. Треть сетки должна находиться над уровнем смеси. Чтобы набрать краску, валик опускают емкость, а для отжимания ее избытка прокатывают два-три раза по сетке. Затем валик легко прижимают к поверхности стены и прокатывают вертикальными движениями так, чтобы каждая полоса краски перекрывала предыдущую на 20— 30 мм. После нанесения на участок шириной 0,8—1 м окрасочную смесь растушевывают вертикальными движениями того же валика. На окрашенной валиком поверхности получается рельефная фактура с интересными декоративными качествами. Такая фактура скрывает незначительные дефекты поверхности. Для окрашивания поверхности можно использовать пневматический краскораспылитель в сочетании с бытовым пылесосом. Окрасочную смесь перед заливкой в бачок пистолета-распылителя процеживают через капроновый чулок. Краскораспылителем поверхность красят только горизонтальными или вертикальными полосами. Для нанесения каждой следующей полосы руку с распылителем перемещают несколько вправо (при окрашивании вертикальными полосами) или вниз (при окрашивании горизонтальными полосами), прекращая подачу краски и воздуха. Краскораспылителем нельзя делать петлеобразные, волнистые и колебательные движения. Его следует держать на расстоянии 250—300 мм от окрашиваемой поверхности и строго перпендикулярно к ней. Места, где стыкуются поверхности разного цвета (около карниза, в простенках, на границе между верхней частью стены и панелью), окрашивают с применением отводной линейки, которую прикладывают ребром впритык к поверхности с некоторым наклоном к себе. Корпус краскораспылителя при этом держат параллельно линейке. Линейку переставляют, прикрывая ею на 100—150 мм окрашенную полосу. Отводку под линейкой окрашивают горизонтальными полосами. Линейку периодически очищают шпателем 01 краски и протирают тряпкой. Плоскость, расположенную ниже отводки, окрашивают вертикальными полосами, а около плинтусов — горизонтальными. При работе кистью краску наносят сначала отдельными точками, а затем ее растирают, не отрывая кисти от поверхности, параллельными движениями в вертикальном направлении, потом в горизонтальном, после чего краску разравнивают параллельными движениями в вертикальном направлении, отрывая кисть от поверхности. При окраске стен в два цвета трудно добиться ровной кромки нижней панели. Приклейте к стене по краю нижнего цвета изоляционную ленту. После окраски ленту снимите (пока краска на ней не засохла) — граница будет ровной. По стыку двух красок разного цвета, например, отделяя панель от верха стены, можно провести узкую полоску краски шириной 5—30 мм — филенку. Она должна гармонировать с общей окраской, подчеркивать ее и резко не выделяться. При этом филенка не только закрывает неровности двух стыкуемых красок, но и придает помещению законченный вид. Ее отводят или проводят по ровно отбитой линии с помощью шнура, который натирают мелом или какой-либо сухой краской, чаще всего ультрамарином или охрой. Для работы применяют филеночную кисть нужного диаметра. Отводку выполняют по линейке, у которой с двух сторон сняты фаски. Линейку прикладывают точно по отбитой линии фаской к стене, чтобы предупредить возможное затекание краски. Линейку прочно прижимают к стене, чтобы во время работы она не сдвинулась. Филенка на всем протяжении должна иметь одинаковую ширину и цвет, поэтому кисточку следует систематически смачивать в краске, отжимая ее излишки, приставлять к линейке и, равномерно нажимая, аккуратно отводить ровную линию. На небольших участках филенку можно провести по слегка наклоненной линейке или по трафарету, но в последнем случае, чтобы избежать размазывания краски, необходимо делать перерывы на подсыхание краски: вначале делают прерывистую линию и после перерыва заполняют промежутки. Протянуть по стене ровную филенку без особого труда сможет даже неискушенный мастер, если он использует для этого кисть с поперечным металлическим стержнем и линейку со скошенным краем. Нанести ровную филенку на окрашенной поверхности стены помогут и два куска клейкой ленты. Наклеив их параллельно на нужном расстоянии друг от друга, вы получите отличный трафарет. При желании по окрашенной поверхности делают декоративную отделку. В частности, чтобы получить шероховатую поверхность, щеткой или кистью ударяют по свеженанесенному покрытию. При этом волос щетки или кисти должен быть перпендикулярен к поверхности. Многим нравится отделка набрызгом. Этот способ заключается в том, что на окрашенную поверхность (фон) наносят в виде брызг состав другого цвета или того же цвета, но более насыщенный. При этом важно сочетать колер фона и набрызга. Для выполнения набрызга на кисть набирают подготовленный окрасочный состав и, поднося ее к стене, ударяют о палку, которую держат в другой руке, а можно использовать щетку с жесткой щетиной. Иногда применяют отделку губкой. Для этого ее наклеивают на дощечку с ручкой. Губку смачивают в окрасочном составе так, чтобы с нее стекала краска, и слегка прижимают к окрашенной поверхности. При работе надо следить за получающимся узором и избегать образования неравномерных по окраске участков, выделяющихся в виде темных или светлых пятен. Для нанесения на стены бордюров и рисунков можно использовать также специальные резиновые валики или трафареты. Последние нетрудно сделать самому из плотной чертежной бумаги, вырезав на ней те или иные узоры. Для прочности трафареты с двух сторон окрашивают олифой. Наиболее прочный красочный слой можно получить при окраске поверхности казеиновыми красителями. Их разводят холодной водой из расчета 1 л воды на 1 кг сухой краски. Вначале в 1,6 л воды замачивают краску, потом добавляют в раствор 20—40 г олифы, затем доливают остаток воды, перемешивают и все процеживают через сито. Приготовленный раствор хранится не более 24 часов. Окончив окраску, тщательно промойте и просушите кисти. Это особенно важно, если вы работали с казеиновыми или силикатными составами. Окрепнув, они уже не растворяются в воде. Даже при самом тщательном выполнении окрасочных работ вы не застрахованы от дефектов, которые необходимо своевременно устранять. Рассмотрим некоторые типичные дефекты, причины их возникновения и способы устранения. Отмеливание слоя краски наблюдается при недостаточном содержании клея в окрасочном составе. В этом случае поверхность следует обрызгать из краскопульта слабым клеевым раствором. Отслаивание красочной пленки возможно при выполнении окраски по старым неочищенным набелам, а также из-за чрезмерного количества клея в колере или густого колера. Незначительное отслаивание можно устранить, растушевав поверхность кистью с чистой водой. Если не поможет, удаляют набел, перетирают поверхность, огрунтовывают и окрашивают. Просачивание смолянистых веществ. Для удаления дефекта необходимо снять старый набел, промыть поверхность теплым 3%-ным раствором соляной кислоты и покрыть нитролаком, а затем окрасить заново. В исключительных случаях следует заново оштукатурить или перетереть поверхность. Жировые пятна. Причина появления пятен — неполное высыхание минеральных и животных масел. Для устранения этого дефекта следует вырубить штукатурку, нанести на это место известковый раствор, огрунтовать и окрасить всю поверхность. Пятна могут появиться при употреблении в подготовке поверхности мыла жирностью 60%. Следует промыть пятна щелочной водой и перекрасить. Для предотвращения возникновения этого дефекта следует использовать мыло жирностью не более 40%. Высолы (белый кристаллический налет) появляются при осаждении из штукатурки, кладочного раствора или бетона растворимых солей или щелочи из-за повышенной влажности поверхности. Их очищают стальными щетками, затем окрашивают эти места бутадиен-стирольными составами, белой нитроэмалью или масляной краской, огрунтовывают, и заново перекрашивают всю поверхность. Если после проведения этих операций дефект не удается устранить полностью, необходимо вновь оштукатурить поверхность. Натаски — неровная поверхность с бугорками. Этот дефект может возникнуть в том случае, когда перетирка проводится без удаления старого набела. Для исправления указанного дефекта следует растушевать окрашенную поверхность водой, соскоблить старый набел, перетереть, огрунтовать и вновь окрасить. Жилы появляются в том случае, когда щели и трещины зашпатлеваны гипсом или известковым раствором без тщательной затирки, либо когда грунтование и побелка произведены при наличии нерасшитых и незашпатлеванных мелких щелей. В этом случае с поверхности следует соскоблить старый набел, перетереть, огрунтовать и вновь окрасить. Грубая фактура. Причиной появления этого дефекта является наличие крупного песка в штукатурке при ее нанесении или перетирке поверхности, либо когда окрасочные или грунтовочные составы плохо процежены. В этом случае следует промыть поверхность, сгладить ее лещадью, зашпатлевать, огрунтовать и окрасить предварительно процеженными составами. Брызги и потеки появляются при замедленном движении удочки при нанесении покрытия или при большом отверстии сопла. Следует соскоблить покрытие и вновь окрасить поверхность. Следы кисти остаются при чрезмерной густоте окрасочного состава. В этом случае следует промыть поверхность с помощью кисти водой и тщательно растушевать. Лосины — полосы с разным блеском. Поверхность нужно промыть водой и заново окрасить. Пропуски возможны при небрежности в работе. Поверхность следует подкрасить и растушевать. Полосы и стыки возникают при плохом размешивании пигментов в окрасочном составе. Поверхность следует промыть водой и вновь окрасить жидким окрасочным составом. Окраска известковыми составами. Применяется, как правило, в помещениях с влажным режимом эксплуатации (кухни, туалеты, кладовые), а также для фасадов домов, подвергающихся атмосферному воздействию. Поверхности, окрашенные известковыми красками, имеют мелкие поры, которые впитывают водяные пары. Последние потом свободно испаряются и выходят через эти же поры. Кроме того, такое покрытие дезинфицирует поверхности, что очень важно, в частности, для кладовых. Известковые краски бывают обычно бледных тонов. После высыхания на поверхности образуется прочная пленка, которая устойчива к истиранию, хорошо держится на штукатурке, кирпиче и камне. Поверхности очищают, как и под клеевую окраску, смачивают водой и грунтуют. Существует несколько рецептов грунтовок. При приготовлении известковой грунтовки с поваренной солью известковое тесто разводят в 5 л воды и вводят в этот раствор поваренную соль, растворенную в кипящей воде. При постоянном помешивании добавляют воды до 10 л. Расход известкового теста — 2,5 кг, соли — 0,1 кг. При подготовке известкового раствора с алюминиево-калиевыми квасцами в 1 л кипящей воды растворяют 200 г квасцов и разбавляют 4 л воды. Полученный раствор вливают при постоянном помешивании в известковое тесто, разведенное в 5 л воды. Расход известкового теста — 2,5 кг. Грунтовку первого состава применяют для известковой окраски колером с поваренной солью, а второго — с квасцами. Загрунтованную поверхность шлифуют шлифовальной шкуркой и перед окрашиванием смачивают водой. Для окраски могут быть использованы различные виды колеров: с поваренной солью (известковое тесто — 2,5—3,5 кг, соль — 0,1 кг, пигмент — до заданного тона, но не более 0,3 кг), с квасцами (известковое тесто — 2,5—3,5 кг, квасцы алюминиево-калиевые — 0,2 кг, пигмент — до заданного тона, но не более 0,3 кг), на извести-кипелке (известь-кипелка 1,2—1,5 кг, соль поваренная — 0,1 кг, пигмент — до заданного тона, но не более 0,3 кг). Следует учитывать, что при приготовлении колеров с поваренной солью и с квасцами известковое тесто разводят в 5 л воды и добавляют поваренную соль или квасцы, предварительно растворенные в горячей воде. Замоченные в воде пигменты вводят до получения заданного тона, но, поскольку связывающая способность извести невелика, количество употребляемых пигментов (по массе) не должно превышать 10% количества извести, общий расход воды на рассмотренные рецепты составит 10 л. Свои особенности имеет подготовка колера на извести-кипелке. К загашенной перед приготовлением состава извести сначала добавляют раствор поваренной соли и пигмента до заданного тона, а затем остальное количество воды. Для известковой краски применяют только устойчивые к щелочам пигменты (охра, сурик железный, окись хрома, перекись марганца, графит, сажа, ультрамарин, умбра, сиена, мумия, жженая кость). Окрашивают поверхности известковой краской с помощью кисти или краскопульта. При окраске кистью краску наносят в два-три тонких слоя на еще влажный предыдущий слой. Окраску стен известковой краской обычно выполняют горизонтальными движениями, а растушевку — вертикальными. Потолки окрашивают поперек света, а растушевывают вдоль. Фасады домов рекомендуется окрашивать известковой краской в пасмурную погоду, когда краска не слишком быстро сохнет. В солнечную погоду можно окрашивать фасад с теневой стороны. | |
|
Календарь |
Статистика |